композитор
Николай Николаевич
Сидельников

В уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье…
Михаил Лермонтов

Жизненный путь

Николай Николаевич Сидельников родился в г. Калинине (ныне г. Тверь) 05 июня 1930 года, в семье музыкантов.

Николай Михайлович Сидельников

Отец Николая – Николай Михайлович Сидельников был выдающимся деятелем культуры Тверской области. На протяжении многих лет он являлся музыкальным руководителем, композитором и дирижером оркестра Калининского драматического театра. В 1948 году возглавил Калининскую областную филармонию; был также основателем и художественным руководителем Калининского филармонического оркестра. Помимо оркестров, Н. М. Сидельников руководил хоровыми коллективами в городе, вёл активную педагогическую деятельность.
Николай Михайлович владел несколькими музыкальными инструментами, обладал хорошим голосом (драматический тенор). Был страстным собирателем книг и нот, в том числе редких; партитуры и клавиры заказывались им в издательстве «П. Юргенсон» и за рубежом, в издательстве «Peters». Гордостью семьи Сидельниковых была огромная библиотека, занимавшая две из трех имеющихся комнат в квартире.
Николай Михайлович первым распознал талант будущего знаменитого тенора Сергея Лемешева, который прибыл в 1919 году в Тверь из глубинки на предмет прослушивания. Николай Михайлович фактически стал его творческим наставником, отправив на учебу в Москву и снабдив рекомендательным письмом.
Совсем недавно, 30 января 2019 года, в Тверской академической областной филармонии состоялось открытие мемориальной доски в честь Николая Михайловича Сидельникова.

Мария Алексеевна Сидельникова

Мать Николая Николаевича Сидельникова – Мария Алексеевна Сперанская – была родом из дворянской семьи. Обладательница незаурядного голоса (лирико-колоратурное сопрано), она обучалась вокалу в Московской консерватории у маэстро Умберто Мазетти, крупнейшего вокального педагога своего времени, воспитавшего плеяду выдающихся русских певцов, среди которых А. Нежданова и Н. Обухова. В молодые годы М. А. Сперанская выступала на сцене Большого театра со знаменитым русским басом Г. С. Пироговым. Позднее преподавала вокал в Калининском музыкальном училище.

Семья Сидельниковых была буквально пропитана музыкой. В доме часто собирались друзья-музыканты, звучала вокальная и инструментальная музыка композиторов разных эпох. Сам Николай Михайлович, сидя за роялем, исполнял арии из русских и зарубежных опер.

Из воспоминаний друга юности Николая Сидельникова, пианиста Григория Хаймовского: «Бывал я часто у Сидельниковых. Иногда угощали. Да всё как-то без интереса к пище!.. Читать, читать! У Коли – это было страстью. Какую книгу не назовёшь, он уже на лестнице, и через мгновение нужное издание в руке. Казалось, вся музыка застыла в папках этого дома: от Григорианского хорала – до Стравинского, Дебюсси, Шёнберга, Хиндемита. А уж о классике и говорить не приходилось, особенно русской!».

Михаил Сидельников - старший брат
Татьяна Сидельникова - старшая сестра

Николай Сидельников был третьим ребенком в семье. Старшая (сводная) сестра Татьяна стала филологом. Средний брат Михаил окончил Калининское музыкальное училище и в дальнейшем преподавал там теорию музыки.

Основные музыкальные знания и навыки Николай получил от отца. С раннего возраста Николай Михайлович обучал сына игре на фортепиано; занимался с ним гармонией и контрапунктом. По воспоминаниям самого композитора, к 7-ми годам он уже неплохо играл на рояле и решал задачи по гармонии из сборника А. Аренского. Известен такой факт: в обязанности Николая входила перепись нот в разных ключах, которые были необходимы отцу-дирижеру в работе. В Тверской областной библиотеке им. А. М. Горького до сих пор хранится множество инструментальных партий, переписанных Колей с необычайной аккуратностью. Этот опыт он привнес и в создание своих собственных рукописей в будущем: они отличаются феноменальным порядком и ясностью.

Николай Сидельников
в 40-е годы

К поступлению в Калининское музыкальное училище Николай подготовился самостоятельно. С 1946 по 1949 гг. он учился на фортепианном отделении под руководством педагогов Е. Н. Носковой и О. М. Бродской. Окончив училище за три года (вместо четырёх), Николай сразу поступил на IV курс музыкального училища при Московской консерватории на факультет композиции, в класс Е. И. Месснера.

Николай Сидельников
в 40-е годы

В 1950-м году Сидельников стал студентом композиторского факультета Московской консерватории, его первым консерваторским педагогом был профессор А. Н. Александров. С 1951 по 1953 гг. будущий композитор находился в академическом отпуске, с правом восстановления на III курс, при условии сдачи экзаменов. В это время он вернулся в родной Калинин; преподавал в Калининском музыкально-педагогическом училище. Чтобы поправить своё здоровье, Сидельников совершил путешествие в Крым, где познакомился с выдающимся пианистом Генрихом Густавовичем Нейгаузом, который в дальнейшем стал его учителем. В течение всей жизни Сидельников дружил с семьей Нейгаузов, а в 1954 году посвятил своему любимому педагогу «Две фуги» для фортепиано. Крепкая пианистическая подготовка, форму которой композитор поддерживал всю жизнь, позволяла ему осуществлять показы своих сочинений самостоятельно. Вернувшись в консерваторию, Николай продолжил обучение по классу композиции у Е. И. Месснера. Его педагогом по классу органа был А. Ф. Гедике.

Слева Н.Сидельников,
в центре Ю.Шапорин

В 1957 г. Николай оканчивает консерваторию с единственной оценкой «посредственно» по дисциплине «Основы марксизма-ленинизма» и поступает в аспирантуру к Ю. А. Шапорину. В 1958 г. он становится ассистентом в классах Ю. А. Шапорина и А. И. Хачатуряна. В консерваторские годы Сидельников пишет сонату для фортепиано (1954), а его дипломной работой становится оратория для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра «Поднявший меч», созданная на собственные тексты по мотивам древних русских летописей ХII-ХVI веков (2-я ред. – 1961-1962 гг.). Сам композитор позже напишет: «Оратория «Поднявший меч» – это то, с чего начался композитор Сидельников».
«Поднявший меч» – выдающееся сочинение, в своё время обратившее на себя внимание Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, отметившего следующее: «…почти не играют Николая Сидельникова, а это – большой талант, запомнившийся мне давно по оратории «Поднявший меч» – сочинении о древней Руси». «Одним из своих самых ярких впечатлений» считал ораторию «Поднявший меч» современный композитор Эдуард Артемьев: «Музыка покорила меня силой таланта, масштабом, рельефным тематизмом и совершенным владением всеми тайнами композиторского ремесла».

Хелена Арая
Хелена Арая

В 1962 году женой Николая Сидельникова стала кинорежиссер Хелена Арая, окончившая режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И. П. Копалина). В семье родилось трое детей – сын Савва (1965), дочь Анастасия (1966) и дочь Аглая (1972). Все они получили профессиональное музыкальное образование.

С 1960 по 1966 гг. Сидельников преподает композицию в музыкальном училище при
Московской консерватории. С 1961 г. член союза композиторов. В консерватории класс композиции Николай Николаевич начал вести с 1961 года (с 1981 – профессор). Он создал уникальную методику преподавания предмета, а своих студентов считал «духовными детьми». Занятия проводились в классе № 35, где и по сей день находится его портрет. Среди учеников Н. Сидельникова – выдающиеся современные композиторы: В. Артёмов. Э. Артемьев, В. Мартынов, С. Павленко, В. Комаров, К. Уманский, Д. Смирнов, И. Соколов, И. Юсупова, Т. Комарова, В. Тарнопольский, Е. Подгайц, В. Кахидзе, В. Сенегин, П. Копецки и другие. Некоторые из учеников посвятили своему учителю статьи (см. раздел «Публикации»).

Мстислав Ростропович, Николай Сидельников
с женой Хеленой и
старшими детьми
Саввой и Анастасией

Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на даче у Н.Сидельникова
Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на даче у Н.Сидельникова

В 60-70-х гг. в круг дружеского общения семьи Сидельниковых входили многие выдающиеся представители творческой интеллигенции, среди них режиссеры: А. Тарковский и А. Гордон, музыканты: М. Ростропович, А. Гинзбург, Г. Хаймовский, художник М. Ромадин, актёр А. Солоницын, дирижеры – К. Кондрашин и Г. Рождественский, балетмейстер Ю. Григорович, журналист-международник Н. Шишлин, филолог И. Толстой (правнук Л. Н. Толстого) и мн. др.

К сожалению, в силу ряда причин, не все совместные творческие проекты были осуществлены, но некоторым из них всё же было суждено воплотиться. Так, в 1973 г., по заказу М. Ростроповича, была написана концертная симфония «Дуэли» для виолончели, контрабаса, двух фортепиано и ударных, – единственный опус Сидельникова, созданный в серийной технике. Под управлением дирижеров К. Кондрашина и Г. Рождественского состоялись премьеры многих сочинений Н. Сидельникова.

М. Ромадин выступил в качестве художника в кинокартине «Не было ветру» (режиссер – Х. Арая); музыка к кинофильму была написана Н. Сидельниковым.

 

Композитор также был автором музыки ко многим картинам А. Гордона. Пианист Г. Хаймовский (до отъезда из СССР в 70-е) исполнял «Русские сказки» в составе Камерного ансамбля солистов Всесоюзного радио и телевидения под руководством А. Корнеева. Позднее, в 90-е годы, он продюсировал премьеры нескольких сочинений композитора в Нью-Йорке.
В середине 60-х Сидельниковым было создано 3 симфонии: «Романтическая симфония-дивертисмент в четырех портретах», Драматическая симфония с хором на стихи рабочих- поэтов-революционеров «Песнь о Красном знамени», Третья симфония (по прочтении «Диалектики природы» Ф. Энгельса для смешанного хора, органа и симфонического оркестра, а также ряд камерных сочинений: Соната-элегия для альта соло, 25 детских пьес для фортепиано «Савушкина флейта», Пять лирических поэм для хора без сопровождения на стихи поэтов-революционеров. Концерт для 12 солистов «Русские сказки», написанный в 1968 году и посвященный детям композитора, принёс Сидельникову первый международный успех. Сочинение вошло в десятку лучших произведений мирового Концертного сезона 1970/71 на Международной Трибуне Композиторов Юнеско в Париже ((International Rostum of Composers (IRC)).

Николай Сидельников и Геннадий  Рождественский
Николай Сидельников и Геннадий  Рождественский

В 70-80-е гг. Сидельников пишет ряд камерных, вокальных, хоровых и оперно-симфонических произведений: 25 детских пьес для фортепиано «О чем пел зяблик» (1971); вокально-инструментальную симфонию на стихи М. Ю. Лермонтова для баритона-баса и ансамбля инструментов «Мятежный мир поэта» (1971); концертную симфонию «Дуэли» (1973); оперу «Аленький цветочек» (1974); сонату для скрипки и фортепиано в трёх настроениях «Славянский триптих» (1974).

В 1975 г. создается кантата «Сокровенны разговоры» для смешанного хора (без сопровождения) на русские народные тексты. Но ещё ранее, одна из частей будущей кантаты – «Уж вы, горы мои» была специально написана для исполнения на XXIII Международном конкурсе полифонических хоров «Гвидо д`Ареццо» в Италии Камерным хором Московской консерватории под управлением В. Полянского. Хор получил две медали – золотую и бронзовую, в двух номинациях, а его руководитель был признан лучшим дирижером конкурса.

Дом Николая Сидельникова в с. Троицком
Дом Н. Сидельникова
в с. Троицком

С 1972 г. композитор практически постоянно живёт в селе Троицком (Московская область) в своём собственном доме, который он просто обожал и где черпал вдохновение для всех своих сочинений. Балкон рабочего кабинета Николая Николаевича выходил на великолепный яблоневый сад, высаженный внуком Л. Н. Толстого, агрономом В. И. Толстым. Продолжая традицию отца, Николай Николаевич Сидельников стал собирателем редких изданий; книг по философии и лингвистике. Особое место в его библиотеке занимали словари русских народных говоров.

70-е годы были плодотворными, особенно в сфере вокально-хоровой музыки. В эти годы Сидельниковым созданы: оратория-реквием «Смерть поэта» для хора, чтеца, солистов и оркестра на стихи М. Ю. Лермонтова (1976); цикл лирических поэм «Романсеро о любви и смерти» на стихи Ф. Гарсиа Лорки для смешанного хора с эпизодическим участием фортепиано, гитары, бас-гитары и ударных (1977); вокальный цикл «В стране осок и незабудок» на стихи В. Хлебникова для двух сопрано, меццо-сопрано, драматического тенора и фортепиано (1978).

В 1977 г. Сидельников пишет балет «Степан Разин» по одноименному роману С. Злобина и киносценария М. Горького. Балет был поставлен на сцене Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко известным балетмейстером А. Чичинадзе, который стал также автором либретто.

В годы работы в консерватории Н. Сидельников проводил открытые уроки, мастер-классы, в том числе, для иностранных делегаций, среди которых были музыковеды и композиторы из КНР. Большой популярностью пользовался его семинар по истории оперы «От Монтеверди до Вагнера», который Николай Николаевич проводил для студентов и преподавателей консерватории, а также для всех, кто интересуется классическим искусством.
Мастер-классы по композиции Сидельников проводил и в союзных республиках, например, в Казахстане, где был особо почитаемым гостем, а также в Польше и Чехословакии, Югославии и Румынии, Германии и Италии. В рамках культурного обмена совместно с профессорско-преподавательским составом Московской консерватории принимал участие в мастер-классах в Испании.
В рамках культурной миссии совместно с деятелями разных направлений искусства композитор совершил средиземноморский круиз на пароходе «Леонид Собинов» посетив 8 стран Средиземноморского бассейна, в том числе, Израиль. Во время путешествия композитор написал «Средиземноморскую элегию», премьеру которой сразу же исполнили местные музыканты.

Творческий период начала 80-х открывает цикл «Сычуаньские элегии» (1-я тетрадь – «Мысли о самом себе») на стихи китайского поэта Ду Фу для смешанного хора, флейты, арфы и вибрафона (1980). На премьеру сочинения в Большой зал Московской консерватории был приглашен Посол КНР в Москве Ян Шоучжен с делегацией китайских представителей. Премьера имела большой успех и получила высокую оценку китайских дипломатов, о чём свидетельствовал доставленный композитору подарок – вечнозеленое древо жизни, отсаженное личным садовником господина Посла от древа, возраст которого был свыше 800 лет. Кроме этого, Николай Николаевич получил в дар шёлковый свиток с изображением поэта Ду Фу. В письме композитору господин Посол отметил важность события для культурного диалога стран, а также тот неоценимый вклад, который помогал восстанавливать «мост дружбы» между китайским и советским народами. В 1984 г. композитор продолжил работу над текстами Ду Фу, сочинив 2-ю тетрадь «Сычуаньских элегий» – «Мысли, обращенные к другу». Вскоре композитор совершил путешествие в Китай, где с большим резонансом проходило исполнение его цикла «Сычуаньские элегии».
В начале 80-х Н. Н. Сидельников получает звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР; в 1984-м – государственную Премию РСФСР им. М. И. Глинки за Концерт для 12-ти солистов «Русские сказки» и хоровой цикл «Романсеро о любви и смерти» на стихи Ф. Гарсиа Лорки.

В 80-е годы Сидельниковым были созданы масштабные сочинения – оперная дилогия «Чертогон» по мотивам одноименного рассказа Н. Лескова и опера «Бег» по одноименной драме М. Булгакова. Премьера «Бега» состоялась в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского, спустя четверть века с момента её создания (2010). Композитор Кирилл Уманский проделал большую работу по переложению музыкального материала оперы для камерного оркестра. Сочинение было сокращено с разрешения семьи Сидельниковых. (В авторской версии длительность оперы составляет 5 часов.) Режиссером постановки выступила О. Иванова.
В тот же период композитор написал «Венскую симфониетту в тоне Es» для медных духовых инструментов (1981), Симфонию-сонату для виолончели и фортепиано (1982), цикл баллад песен и романсов «Видения и кошмары Гамлета» на стихи А. Блока (1987). В 1988 г. к 1000-летию крещения Руси композитор пишет Литургию Св. Иоанна Златоуста (Литургический концерт) для 5-голосного смешанного хора в двух ораториях. Духовно-религиозную тему этого периода творчества продолжают произведения «Вечернее моление о мире». Из древнееврейской народной поэзии – для хора a capella (1988); «Плач царя Давида» (Псалмы 142 и 143 – фрагмент) для голоса и органа; «Пассакалья» для органа (1989); «Духовный концерт» для хора a capella на тексты из Вечерни и служб Великого поста в 4-х частях (1990); Духовная кантата «Псалмы Давида» (на тексты Псалмов Давида) для смешанного 5-голосного хора и двух флейт (1991). В эти же годы Сидельников создает «Симфонию о погибели земли русской» для большого симфонического оркестра (1989).

Николай Сидельников, Роджер Махадиин, Григорий Хаймовский, Фабио Гарденал после премьеры в г.Нью-Йорке.

Николай Сидельников, Роджер Махадиин, Григорий Хаймовский, Фабио Гарденал после премьеры в
г.Нью-Йорке.

В 1990 г., под впечатлением от поездки в США, в Нью-Йорк, на премьеру своих сочинений Сидельников сочиняет «американские путевые заметки» – 13 этюдов-впечатлений для фортепиано «Amerika! – It`s my love» с посвящением своему другу – пианисту Г. Хаймовскому. Премьера состоялась в США в 1993 г.

В Нью-Йорке с большим успехом прошли последние прижизненные исполнения сочинений композитора; на некоторых из них композитор присутствовал. В марте 1990 г. в Merkin Concert Hall была исполнена камерная симфония «Дуэли», а в феврале 1991 г. – вокально-инструментальная симфония на стихи М. Ю. Лермонтова «Мятежный мир поэта». В 1991 г. состоялась премьера «Духовного концерта» для хора a cappella в Соборе Пресвятой Девы Марии (Church of Saint Mary the Virgin) под управлением Эндрю Гудман.

На протяжении всего творческого пути композитор постоянно сотрудничал с крупнейшими киностудиями страны – «Мосфильм», «Ленфильм», киностудией им. Довженко, и др., создав музыку более, чем к 35-ти кинокартинам, среди которых «Шинель» (режиссёрский дебют А. Баталова, 1959), «Три Толстяка» (реж. А. Баталов, 1966), «Кража» и «Схватка в пурге» (реж. А. Гордон, 1970, 1977), «Нос» (реж. Р. Быков, 1977), «Застава Ильича» (реж. М. Хуциев, 1965) и мн.др. Также Cидельников был автором музыки к нескольким театральным спектаклям, радио и теле-постановкам. С 1974г. член союза кинематографистов.

4 февраля 1992 г. Николаю Николаевичу Сидельникову было присвоено звание народного артиста РСФСР.

В 1992 г. композитор написал последний свой опус – роман-симфонию «Лабиринты» для фортепиано соло по мотивам древнегреческих мифов о Тесее в пяти фресках. На последней странице рукописи автором помечено: «Задумано в Yorktown Heights (март 90-го), начато в Троицком (май 91-го), завершено 31 мая 1992 г. в Онкологическом Центре, в Москве, за день до операции».

Николай Сидельников ушёл из жизни 20 июня 1992 г. Он похоронен на Троекуровском кладбище г. Москвы.

Память своего учителя почтили известные современные композиторы.

В 1992 г. Кирилл Уманский написал «Фантазию памяти Николая Сидельникова» для органа.
В 1993 г. Ираида Юсупова посвятила Н. Н. Сидельникову сочинение «Роза ветров для небольшого оркестра».
В 1996 г. Иван Соколов стал первым исполнителем последнего опуса Сидельникова – Романа-симфонии для фортепиано «Лабиринты» по мотивам древнегреческих мифов о Тесее.
Ансамбль солистов «Студия новой музыки», основанный композитором Владимиром Тарнопольским и дирижером Игорем Дроновым, регулярно исполняет сочинения Н. Сидельникова.
Композитор, музыковед и философ Владимир Мартынов книгу «Конец времени композиторов» (2002) посвящает «Памяти моего Гуру Николая Николаевича Сидельникова».

В 2000 году в Твери учрежден конкурс пианистов имени Н. Н. Сидельникова среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств. Организатор конкурса Тверской музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского.

27.10. 2023 г. Н. Н. Сидельникову была установлена мемориальная  доска по адресу г. Москва, ул. Земляной вал, д. 14/16 стр. 1, где он жил и работал с 1976 по 1992 год. Скульптор Федор Матирный.